Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
23.12.2015

Толкование пророка исаии

Комментарии к книге пророка Исайи ПРОРОКИ Комментарии к Брюссельской Библии В евр Библии под общим заглавием "Поздние пророки" объединены книги: Исаии, Иеремии, Иезекииля и двенадцати т. Они следуют за группой книг, называющихся книгами "ранних пророков" от кн Ис Нав до кн Царств включительно. В греч же Библии книги пророков помещаются после учительных книг и расположены в ином порядке. К ним присоединены кн Плач и кн Даниила которые в евр Библии отнесены к последней части канонаа также толкование пророка исаии, ненаписанные или не сохранившиеся на евр языке: кн Толкование пророка исаии после кн ИеремииПослание Иеремии после Плача и, наконец, добавления к кн Даниила. В Вульг в основном сохранилось то же распределение, однако мы видим в ней возвращение к евр. Пророческое служение Для всех великих религий древности характерно появление вдохновенных людей, утверждавших, что они говорят от имени Бога. В частности, у соседей Израиля засвидетельствованы случаи пророческого экстаза в Библосе текстом 11 столетия до Обращение этих пророков к царям напоминает по форме и содержанию обращения древнейших израильских пророков, о которых говорится в Библии. В ней упоминается и о прорицателе Валааме, вызванном из Месопотамии Валаком, царем Моавитским Числ 22-24 и о 450 пророках Ваала, вызванных уроженкой Тира Иезавелью и посрамленных Илией на Кармиле 3 Цар 18:19-40. В той же книге идет речь и о 400 пророках, к которым обратился за советом Ахав 3 Цар 22:5-12. Они представляли, подобно первым, большую группу исступленных зкстатиков, но прорицали от имени Ягве. Хотя в данном случае их претензия говорить от лица Ягве оказалась несостоятельной, не подлежит сомнению, что в древний период истории пророческое движение в Израиле носило групповой характер и представляло собой явление религиозно-социального характера. Самуил предрекает Саулу, что он встретит "сонм пророков" 1 Цар 10:5, ср 1 Цар 19:20Авдий укрывает группу пророков от Иезавели 3 Цар 18:4группы сынов пророческих находятся в связи с Елисеем 4 Цар 2:3-18; 4 Цар 4:38 сл, 4 Цар 6:1 сл, 4 Цар 9:1 ,но затем больше не появляются; косвенное упоминание о них мы встречаем еще только у пророка Амоса Ам 7:14. Часто они приводили себя в исступление игрой на музыкальных толкование пророка исаии 1 Цар 10:5и это состояние передавалось присутствующим 1 Цар 10:5-10иногда же пророчество выражалось в символических действиях 3 Цар 22:11. К музыке прибег однажды, перед тем как пророчествовать, и пророк Елисей 4 Цар 3:15. Чаще совершали символические действия пророки Ахия Силомлянин 3 Цар 11:29 слИсаия Ос 20:2-4Иеремия Иер 13:1 толкование пророка исаии, Иер 19:1 сл, Иер 27:2 сл и особенно Иезекииль Иез 4:1-5:4, Иез 12:1-7, Иез 12:18; Иез 21:18-23 сл, Иез 37:15 сл. Во время совершения толкование пророка исаии действий, или помимо их, они иногда ведут себя необычным образом, но не эти состояния представляют собой самое главное в жизни и деятельности тех пророков, слова и действия которых запечатлены Библией. Этим последние отличаются от исступленных членов пророческих групп. В Библии всех пророков называют наби. Производный от этого слова глагол означает говорить или вещать, иногда бредить 1 Цар 18:10 ; появлению последнего смыслового оттенка могло способствовать поведение некоторых пророков. По всей вероятности, этот глагол связан с корнем, означающим "звать, возвещать". Таким образом, наби является либо тем, кто призван, либо тем, кто возвещает; и тот и другой смысл этого понятия приводит нас к пониманию сущности ВЗ-ного пророчества. Пророк - вестник или истолкователь божественного слова. Это ясно выражено в двух параллельных местах толкование пророка исаии Исход: Аарон будет истолкователем Моисея, как если бы он был его "устами", а Моисей будет его вдохновителем "вместо Бога" Исх 4:15-16 ; для фараона Моисей будет "Богом", а Аарон будет его "пророком", наби Исх 7:1. Этому созвучны слова Ягве к Иеремии: "Я вложил слова Мои в уста твои" Иер 1:9. Пророки, сознавая божественное происхождение своей проповеди, начинают ее словами: "Так говорит Ягве", "слово Ягве", "открыл мне Ягве". Обращенное к ним слово подчиняет их себе, и они не могут о нем молчать: "Господь Ягве сказал, - кто не будет пророчествовать? Однажды они услышали властный призыв Божий Ам 7:15; Ос 6Господь избрал их своими вестниками; начало повести об Ионе показывает, к чему приводит уклонение от этого призвания. Они посланы выражать волю Божию и сами должны быть ее "знамениями". Не толкование пророка исаии их слова, но и действия, вся их жизнь - пророчество. Несчастный брак Осии имеет символическое значение Ос 1:1-3 ; Исаия должен ходить нагим Ос 20:3ибо он сам и его дети представляют собой "указание и предзнаменование" для Израиля Ос 8:18 ; жизнь Иеремии есть подлинное выражение его проповеди Иер 16а когда Иезекииль выполняет кажущиеся странными повеления Божии, он становится "знамением дому Израилеву" Иез 4:3; Иез 12:6, Иез 12:11; Иез 24:24. Толкование пророка исаии призвание может сообщаться пророку по-разному - в видении напр, у Ос 6, Иез 1:2, Иез 1:8 и др. Происходит это толкование пророка исаии внезапно, иногда в связи толкование пророка исаии каким-либо, казалось бы, незначительным обстоятельством, как вид ветки миндального дерева Иер 1:11двух корзин со смоквами Иер 24или посещение горшечника Иер 18:1-4. Полученная весть передается пророком также различными способами: при помощи лирики, прозаического рассказа, в притчах или посредством кратких фраз наподобие прорицаний; нередко используются и литературные формы увещания, диатрибы, судебного диалога, проповеди, писаний мудрецов, богослужебных псалмов, гимнов любви, сатиры, надгробного плача. Эти разнообразные виды восприятия и возвещения связаны с личностью пророка, но в основе их пророческой деятельности есть нечто общее: каждый истинный пророк проникнут сознанием того, что толкование пророка исаии только орудие, а произносимые им слова толкование пророка исаии одновременно и ему и не ему. Он непоколебимо убежден, что принял слово Божие и обязан его передать. Это убеждение основано на таинственном опыте непосредственного общения с Богом. Вступление Бога в душу пророка приводит его как бы в "сверхнормальное" психологическое состояние. Пророческая весть редко обращена к отдельному человеку Ос 22:15 сл или же это происходит в более широком контексте Иер 20:6; Ам 7:17. Когда же пророк обращается к царю или к первосвященнику, ставшему главой народной общины после возвращения из Плена Зах 3он видит в них лиц, ответственных за весь народ. За исключением этих случаев, великие пророки, писания которых дошли до нас, отличаются от своих предшественников в Израиле и от прорицателей восточного языч. Во всех рассказах о призвании пророков они посылаются к народу Израильскому Ам 7:15; Ос 6:9; Иез 2:3даже ко всем народам, как, напр, Иеремия Иер 1:10. То, что пророк возвещает, касается и настоящего и будущего. Он послан к своим современникам и передает им Божии повеления. Но поскольку он Божий глашатай, он стоит над временем, и его предсказания как бы подтверждают и продолжают его наставления. Наби иногда возвещает предстоящее в близком будущем событие как знак, который подтвердит его слова и миссию 1 Цар 10:1 сл; Ос 7:14; Иер 28:15 сл; Иер 44:29-30он предвидит кару как наказание за проступки, которые обличает, и спасение как награду за обращение, которого требует. У более поздних пророков завеса приподнимается даже над последними временами, над эпохой конечного торжества Бога, но из этого всегда вытекает поучение и для настоящего. Поскольку пророк есть только Божие орудие, то, что он возвещает, может выходить за пределы его времени, даже за рамки сознания пророка, оставаясь окутанным тайной, пока не осуществится. Иеремия послан "истреблять и разрушать, строить и насаждать". Возвещаемое пророками имеет толкование пророка исаии грани: обличительную и утешительную. Их слова нередко суровы, исполнены угроз и упреков, и эта беспощадность может служить свидетельством подлинности пророчества Иер 28:8-9; ср Иер 26:16-19; толкование пророка исаии Цар 22:8ибо грех, препятствующий следовать заповедям Божиим, неотступно занимает мысль пророка. Однако перспектива спасения народа никогда не исчезает. Кн Утешения Ос 40-55 толкование пророка исаии собою одну из вершин пророчества, и нет оснований сомневаться в подлинности более древних текстов, содержащих возвещения радости, как напр, у Ам 9:8-15; Ос 2:14-23; Ос 11:8-11. В отношениях Бога к Его народу милость и справедливость сочетаются. Пророк послан к народу Израильскому, но его пророчества относятся и к другим народам. У великих пророков имеется ряд пророчеств против языч. Амос начинает свою пророческую деятельность с возвещения суда над соседями Израиля. Авдий излагает пророчество об Едоме, а кн Наума представляет собой одно только пророчество против Ниневии, толкование пророка исаии Иона был послан проповедовать. Пророк уверен, что говорит от имени Бога, но как могут его слушатели убедиться в том, что он подлинный пророк? Ведь толкование пророка исаии и лжепророки, о которых нередко идет речь в Библии. Они могут заблуждаться искренно, могут быть и сознательными лжецами. Истинным пророкам приходится вступать с ними в спор 3 Цар 22:8 сл; Иер 23:28; Иез 13. Как удостовериться, что возвещаемое исходит действительно от Бога? Согласно Библии, есть два критерия: первый - исполнение толкование пророка исаии в будущем Иер 28:9; Втор 18:21-22второй и главный - согласованность пророческого учения с ягвистской доктриной Иер 23:22; Втор 13:1-5. Иногда пророки фигурируют рядом со священниками Иер 8:1; Иер 23:11; Иер 26:7 сл и др. Все это показывает, что деятельность некоторых пророков была связана с храмом. Из всей совокупности фактов и текстов, относящихся к пророчеству, можно сделать следующее заключение: пророк - человек, имеющий непосредственный опыт богопознания, получивший откровение Божией святости и Божиих соизволений, судящий о настоящем и провидящий будущее в свете Откровения Божия. Он послан Богом напоминать людям о Его требованиях и возвращать их на путь Его любви и послушания Ему. Так понятое пророчество представляет собою явление, присущее только Израилю, свидетельствующее об особом действии Провидения Божия в истории избранного народа. Пророческое движение Первым и величайшим из пророков, толкование пророка исаии Библии, является Моисей Втор 18:15, Втор 18:18; Втор 34:10-12; Числ 12:6-8. О его преемнике Иисусе Навине говорится, что "в нем есть Дух" Числ 27:18, ср Втор 34:9. В эпоху Судей мы встречаем Девору пророчицу Суд 4-5 и безымянного пророка Суд 6:8затем выступает великий образ Самуила, пророка и тайновидца 1 Цар 3:20; 1 Цар 9:9; ср 2 Пар 35:8. Пророческий дух развивается в это время в группах экзальтированных людей ср 1 Цар 10:5; 1 Цар 19:20. Позднее мы встречаем общины более трезвые - "сынов пророческих" 4 Цар 2 и др. Но толкование пророка исаии пределами этих объединений, влияние которых на религиозную жизнь народа остается неясным, появляются отдельные выдающиеся личности: Гад 1 Цар 22:5; 2 Цар 24:11 и Нафан при Давиде 2 Цар 7:2 сл; 2 Цар 12:1 сл; 3 Цар 1:11 слАхия при Иеровоаме 3 Цар 11:29 сл; 3 Цар 14:2 толкование пророка исаииИуй при Ваасе 3 Цар 16 7Илия и Елисей при Ахаве и его преемниках 3 Цар 17 до 4 Цар 13 и др. К этому списку кн. Паралипоменон добавляют Самея и Адду при Ровоаме 2 Пар 12:5 толкование пророка исаии, 2 Пар 12:15; 2 Пар 13:22Азарию при Асе 2 Пар 15:1 слОдеда при Ахазе 2 Пар 28:9 сл и несколько безымянных пророков. Большинство пророков нам известно только по упоминанию о них в толкование пророка исаии или пророческих книгах. Некоторые образы выступают более четко. Нафан возвещает Давиду непоколебимость его "дома", на котором почиет благоволение Божие - это первое в ряду пророчеств, относящихся к Мессии, Сыну Давидову 2 Цар 7:17. Тот же Нафан обличает Толкование пророка исаии, впавшего в грех с Вирсавией, но, увидев его раскаяние, заверяет в Божием прощении 2 Цар 12:1-25. Еще лучше мы осведомлены об Илии и Елисее. Когда наплыв чужеземных культов подвергает опасности религию Ягве, Илия выступает поборником веры в истинного Бога и одерживает на вершине горы Кормил блестящую победу над пророками Ваала 3 Цар 18. Его встреча с Богом на Хориве, месте, где был установлен Союз-Завет, непосредственно связывает его с Моисеем 3 Цар 19. Защищая истинную веру, Илия защищает и нравственность, он изрекает осуждение Божие на Ахава, убившего Навуфея, чтобы овладеть его виноградником 3 Цар 21. Таинственный конец его жизни окружен ореолом, который в иудейском предании все возрастал. В противоположность Илии, Елисей принимает непосредственное толкование пророка исаии в жизни своей эпохи. Толкование пророка исаии выступает в связи с войнами против моавитян 4 Цар 3сириян 4 Цар 6-7участвует в захвате власти Азаилом в Дамаске 4 Цар 8:7-15 и Ииуем в Израиле 4 Цар 9:1-3 ; к нему обращаются за советом вельможи, израильский царь Иоас 4 Цар 13:14-19дамасский Венадад 4 Цар 8:7-8Нееман Сириянин 4 Цар 5. Он находится в связи и с группами "сынов пророческих", много рассказывающих о его дивных деяниях. Более всего сведений до нас дошло о т. О каждом из них мы будем говорить подробнее в связи с книгой, которая носит его имя. Пока укажем лишь на его место в пророческом движении. Первый из них, Амос, совершает свое служение в середине 8 века, примерно через 50 лет после смерти Елисея. Затем пророческое движение продолжается до Плена, в течение неполных двух веков, над которыми возвышаются толкование пророка исаии фигуры Исаии и Иеремии. К тому же периоду принадлежат Осия, Михей, Наум, Софония и Аввакум. Последние годы деятельности Иеремии совпадают с началом служения Иезекииля. С появлением этого провидца, жившего в период Плена, окраска пророчеств меняется: у него меньше непосредственности и огня, видения грандиозны и сложны, описания тщательны, возрастает интерес к последним временам - все это предвещает апокалиптическую письменность. Однако великое течение, у истоков которого стоит Исаия, продолжается, о чем толкование пророка исаии т. Кругозор пророков послепленного периода - Аггея и Захарии - более ограничен: их интерес сосредоточен на восстановлении храма. После них Малахия обличает пороки новой народной общины, а в кн Ионы, использующей древние писания для нового учения, предвосхищается мидрашистская письменность. Апокалиптическое течение, начало которому положил Иезекииль, вновь появляется у Иоиля и во второй части кн. Оно толкование пророка исаии в кн Даниила, где видения прошлого и будущего создают метаисторическую картину уничтожения зла и пришествия Царствия Божия. В эту эпоху великое пророческое вдохновение как будто иссякает, так что сынам Израилевым приходится обращаться к прежним пророкам Дан 9:6-10, ср Зах 7:7-12. Захария Зах 13:2-6 предвидит полное исчезновение института пророков, на который набросили толкование пророка исаии лжепророки. Однако почти в те же годы Иоиль Иоил 2:28 предрекает мессианскую эру, когда произойдет новое излияние Духа. Учение пророков Роль пророков в религиозном развитии Израиля чрезвычайно велика. Они преподавали народу подлинный ягвизм и были теми посредниками между Богом и народом, через которых раскрывалось Откровение. Каждый из них внес вклад в созидание учения, в котором можно различить три основных элемента, характеризующие ВЗ-ную религию: монотеизм, морализм, ожидание спасения. В течение длительного периода израильтяне допускали, что другие народы могут иметь своих "иных" богов. Это их не смущало: они признавали только Ягве, самого могущественного из богов, требующего поклонения Ему одному. От практического генотеизма к полностью осознанному строгому монотеизму Израиль перешел под влиянием проповеди пророков. Когда самый ранний из них, Амос, представляет Ягве единым Богом, повелевающим силами природы, безраздельно властвующим над людьми историей, он обращается к древним истинам Откровения, подтверждающим его грозные предупреждения. Содержание этой древней веры и проистекающие из нее правила жизни утверждаются в сознании Израиля со все большей ясностью. Синайское Откровение единого Бога было связано с избранием народа и с установлением Союза-Завета, и поэтому Ягве представлялся Богом собственно Израильским, связанным с израильской землей толкование пророка исаии святилищами. Пророки же, напоминая о связи Толкование пророка исаии с Его народом, показывают вместе с тем, что Он управляет судьбами и других народов Ам 9:7. Он судит малые государства и великие империи Ам 1-2дает им могущество и отнимает его Иер 27:5-8 ; они служат орудием Его кар Ам 6:11; Ос 7:18-20; Ос 10:6; Иер 5:15-17 толкование пророка исаии, но Он же и останавливает их, когда это Ему угодно Толкование пророка исаии 10:12. Объявляя Израиль землею Ягве Иер 7:7пророки в то же время предсказывают разрушение святилища Мих 3:12; Иер 7:12-14и Иезекииль видит, как слава Ягве покидает Иерусалим Иез 10:18-22; Иез 11:22-23. Борясь с влиянием языческих культов и с тенденциями к синкретизму, угрожавшими вере Израиля, пророки показывают бессилие ложных богов идолов Ос 2:7-15; Иер 2:5-13, Иер 2:27-28; Иер 5:7; Иер 16:20. Во время Плена, когда крушение национальных надежд могло вызвать сомнения во всемогуществе Ягве, критика идолопоклонства становится более острой и рациональной Ос 40:19-20; Ос 41:6-7, Ос 41:21-24; Ос 44:9-20; Ос 46:1-7; ср Иер 10:1-16; По. Иер 1:6; Дан 14 и сопровождается торжественным исповеданием единобожия Ос 44:6-8; Ос 46:1-7 Ос 46:9. Единый Бог есть Бог трансцендентный, надмирный. О тайне Его трансцендентности свидетельствуют толкование пророка исаии, называя Его "святым". Это одна из толкование пророка исаии излюбленных тем, особенно развитая у Исаии Ос 1:4; Ос 5:19, Ос 5:24; Ос 6; Ос 10:17, Ос 10:20; Ос 40:25; Ос 41:14, Ос 41:16, Ос 41:20и т. Бог окружен тайной Ос 6; Иез 1Он неизмеримо выше "сынов человеческих", о чем постоянно напоминает Иезекииль. И в то же время Он близок к Своему народу и проявляет к нему Свою благость см у Осии и Иеремии аллегорию брака Ягве с Израилем - Ос 2; Иер 2:2-7; Иер 3:6-8, пространно развитую толкование пророка исаии Иезекиилем - Иез 16 и Иез 23. Святости Бога противостоит скверна человека, и, видя этот контраст, пророк с особой остротой осознает человеческую греховность. Этот морализм, как и монотеизм, не является чем-то новым: он уже был присущ десяти заповедям, звучал в обличениях Давида Нафаном 2 Цар 12 и Ахава Илией 3 Цар 21. В книгах пророков тема греха становится одной из основных: грех отделяет человека от Бога Ос 59:2оскорбляет Бога праведного Амосмногомилостивого Осия и святого Исаия. Проблема греха стоит в центре проповеднической деятельности Иеремии напр Иер толкование пророка исаии. Именно разгул зла и вызывает Божию кару, которая окончательно свершится в грядущий "День Ягве" Ос 2:6-22; Ос 5:18-20; Ос 5:9-14; Иоил 2:1-2; Соф 1:14-18. Поскольку грех совершается всем народом, он требует и коллективного наказания, толкование пророка исаии у Иеремии Иер 31:29-30 уже появляется представление об индивидуальном возмездии. Оно ясно утверждается у Иезекииля Иез 18 ср Иез 33:10-20. Морализм пророков основан на Синайском законодательстве, провозглашенном Самим Богом. И в своих проповедях пророки обличают прежде всего нарушение этого законодательства или пренебрежение им см напр речь Иеремии - Иер 7:5-10 - основанную на Десятисловии. Одновременно с этим углубляется и понимание религиозной жизни. Надо "искать Бога", "исполнять Его законы" Ам 5:4; Иер 50:4; Соф 2:3; ср Ос 1:17; Ам 5:24; Ос 10:12, Мих 6:8. Бог требует внутренней праведности. Вся религиозная жизнь должна быть проникнута этим духом, и пророки осуждают обрядность, не связанную с заботой о нравственности Ос 1:11-17;Иер 6:20; Ос 6:6; Мих 6:6-8. Но это не дает основания видеть в них противников культа; напротив, культ и храм находятся в центре внимания Иезекииля, Аггея, Захарии. Несмотря на отступничество народа, Бог не желает его гибели, продолжает исполнять Свои обетования и заботится о сохранении "Остатка" Ос 4:3 и др. Представление о нем впервые появляется у Амоса Ам 5:15развивается и уточняется его преемниками. В сознании пророков как бы переплетаются два видения: немедленной толкование пророка исаии и последнего суда Божия; под "Остатком" можно понимать как тех, кто выживет среди испытаний данной эпохи, так и тех, кто достигнет конечного спасения Ос 11:10; Ос 37:31; Мих 4:7; Мих 5:7-8; Иез 37:12-24; Зах 8:11-13. Пророки предсказывают эру великого счастья: изгнанники Израиля и рассеянные иудеи Ос 11:12-13 толкование пророка исаии в святую Землю и наступит период благоденствия Ис 30 23-26; Ос 32:15-17. Но главное заключается не в материальном благополучии и могуществе: они только будут сопровождать пришествие Царствия Божия, Царства правды и святости Ос 29:19-24которому должны предшествовать внутреннее обращение, Божие прощение Иер 31:31-34 и богопознание Ос 2:3; Ос 11:9; Иер 31:34приносящие мир и радость Ос 2:4; Ос 9:6; Ос 11:6-8; Ос 29:19. Для установления Своего царства на земле Царь-Ягве пошлет Своего представителя, Своего "Помазанника", по евр. Первым выразителем этого царского мессианства, отзвуки которого слышатся в псалмах, был пророк Нафан, обещавший Давиду непоколебимость его династии. Однако неуспехи и недостойное поведение некоторых преемников Давида как будто противоречат "династическому" мессианизму, и надежда сосредоточивается на царе, облик которого постепенно проступает в пророческих писаниях и пришествие которого ожидается в неопределенном будущем. Этого спасителя провидит прежде всех Исаия, а затем и Михей и Иеремия. Мессия будет потомком Давида Ос 11:1; Иер 23:5; Иер 33:15Он произойдет из Вифлеема Мих 5:2. Дух Ягве почиет на Нем во всей полноте Его даров Ос 11:1-5. Наименования, которые Ему дают пророки: Еммануил Ос 7:14т. Несмотря на надежды, которые одно время возлагались на потомка Давида Зоровавеля, царский мессианизм шел на убыль; ни один толкование пророка исаии дома Давидова не занимал царского престола, и Израиль продолжал находиться под иноземным игом. Правда, Иезекииль все еще ожидает прихода нового Давида, но именует его не царем, а князем и представляет не столько могущественным властителем, сколько посредником и пастырем Иез 34:23-24; Иез 37:24-25. Во второй части Исаии помазанником Ягве назван не потомок Давида, а персидский царь Кир Ос 45:1поскольку Бог избрал его орудием для освобождения Своего народа. Но в этой же книге появляется другой спасительный образ - Отрока Ягве, учителя Своего народа и светоча всех народов, с великой кротостью проповедующего правду Божию. Он будет обезображен, отвергнут своими, но принесет им спасение ценой своей толкование пророка исаии жизни Ос 42:1-7; Ос 49:1-9; Ос 50:4-9 и в особенности Ос 52:13-53:12. Наконец, Даниил видит "как бы Сына Человеческого", грядущего на "облаках небесных" и получающего от Толкование пророка исаии власть над всеми народами, царство, которое не прейдет никогда Дан толкование пророка исаии 13-14. Однако, накануне нашей эры заметно возрождение раннего мессианства: широко распространяется ожидание Мессии-Царя, но в некоторых кругах ждут Мессию-первосвященника, толкование пророка исаии других - Толкование пророка исаии трансцендентного. Первохристианская община относила к Иисусу Христу эти толкование пророка исаии пророчества, которые органически сочетались в Его личности. Он - Иисус, т. Помазанник, потомок Давида, рожденный в Вифлееме, Царь мирный, согласно Толкование пророка исаии, страждущий Отрок Ягве, согласно кн Исаии, младенец Еммануил, возвещенный Исаией, нисходящий с неба Сын Человеческий, которого видел Даниил. Но ссылки на древние пророчества не должны умалять самобытности христианского мессианизма. Иисус Христос, исполнив пророчества, превзошел их, и Толкование пророка исаии отверг традиционный царский мессианизм в его политическом понимании. КНИГИ ПРОРОКОВ Пророков, которым, согласно библейскому канону, принадлежит какая-нибудь книга, принято называть пророками-писателями. Однако, сказанное выше о пророческом служении показывает неточность этого выражения: пророк - по существу оратор, проповедник, а не писатель. Пророческое слово прежде всего произносится, но следует объяснить, как происходил переход от этого устного слова к письменному. В книгах пророков можно различить три толкование пророка исаии элемента: 1 собственно пророчества, т. Все эти три элемента могут сочетаться, напр, когда отдельные изречения или речи включаются в повествование. Повествования, ведущиеся от третьего лица, указывают, что не сам пророк является их автором. Свидетельство этому мы находим в кн Иеремии. Пророк продиктовал Варуху Иер 36:4 все те слова, которые он произнес от имени Ягве толкование пророка исаии 23 года ср Иер 25:3. Так как этот сборник был сожжен царем Иоакимом Иер 36:23тот же Варух написал новый свиток Иер 36:32. Рассказать об этих фактах мог только сам Варух, которому приписываются также и следующее за этим биографическое повествование Иер 37-44заканчивающееся словами утешения, толкование пророка исаии Иеремией к Варуху Иер 45:1-5 ; во втором свитке самим Варухом или другими к прежнему тексту "еще прибавлено много подобных слов" Иер 36:32. По-видимому, аналогичные обстоятельства обусловили возникновение и других пророческих книг. Вполне вероятно, что сами пророки записали или продиктовали часть своих пророчеств или рассказ о личном опыте ср Ос 8:1; Ос 30:8; Иер 30:2; Иер 51:60; Иез 43:11; Авв 2:2. Это наследие могло быть отчасти сохранено устным преданием, напр, учениками Исаии на которых очевидно указывается в Ис 8 16. В той же среде сохранились воспоминания о жизни пророка, в которые входили и слова пророческие, предания об Исаии, собранные в книгах Царств 4 Цар 18-20 и перешедшие оттуда в книгу Исаии Ос 36-39рассказ о столкновении Амоса с Толкование пророка исаии Ам 7:10-17 и т. Из этих элементов образовались сборники, в которых соединялись воедино слова пророков, близкие по своему духу, или освещающие одну и ту же тему напр слова против языческих народов у Исаии, Иеремии, Иезекииляили же сочетающие предсказания бедствий с обетованиями спасения напр у Михея. Эти писания читались и обдумывались поколениями, что толкование пророка исаии сохранению духовных течений, восходящих к пророкам: современники Иеремии цитируют одно из пророчеств Михея Иер 26:17-18часто встречаются ссылки на древних пророков Иер 28:8 ; упоминание о них повторяется как рефрен у Иер 7:25; Иер 25:4; Иер 26:5 и т. В среде ревнителей голос пророков звучал как живой, поддерживая веру и благочестие. По вдохновению Божию к этим сборникам продолжали добавляться "еще подобные слова", как напр, в свитке Варуха Иер 36:32что приближало их к новым потребностям своего времени или толкование пророка исаии их содержание. Эти дополнения толкование пророка исаии быть довольно пространными, что мы видим в книгах Исаии и Захарии. Наследники пророков были уверены в том, что таким образом они сохраняют полученное ими сокровище и правильно применяют их учение в современной обстановке. Книги четырех великих пророков - Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила - стоят в каноне в хронологическом порядке, которому мы здесь и следуем. КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ Пророк Исаия родился около 765 г до Толкование пророка исаии год смерти царя Озии, в 740 г, Бог возложил на него в Иерусалимском храме пророческую миссию: возвещать падение Израиля и Иуды в наказание за неверность народа Ис 6:1-13. В первые годы своей пророческой толкование пророка исаии Ис 1-5до начала царствования Ахаза в 736 г. Когда Ахаз вступил на престол, Дамасский царь Рецин и Израильский Факей решили вовлечь его в коалицию против Ассирийского царя Феглаффелласара III. После его отказа вступить с ними в союз они напали на него; тогда Ахаз призвал на помощь ассирийцев. Исаия тщетно пытался воспрепятствовать проведению этой слишком земной политики. К этому времени относятся его первые мессианские пророчества: главы об Еммануиле большая часть Ис 7:1-11:9, может быть и Ис 5:26-29; Ис 17:1-6; Ис 28:1-4. Убедившись в безуспешности своей деятельности, Исаия оставляет политическое поприще ср Ис 8:16-18. Обращение Ахаза к Феглаффелласару поставило Иудею под опеку Ассирии и ускорило падение Северного царства. После потери Израилем части территории в 734 г. Самария перешла во владение Ассирии. В Иудее по смерти Ахаза вступил на престол Езекия, благочестивый царь, сознававший необходимость реформ. Однако политические интриги возобновились. На этот раз была сделана попытка получить поддержку Египта против Ассирии. Исаия, верный своим принципам, призывал отказаться от всех военных союзов и положиться на одного только Бога. К началу царства Езекии относят гл. Ис 14:28-32; Ис 18; Ис 20; Ис 28:7-22; Ис 29:1-14; Ис 30:8-17. После подавления восстания и взятия Азота Саргоном Ис 20 Исаия опять умолкает до 705 г. Когда же Езекия дал себя увлечь в восстание против Ассирии и Сеннахирим опустошил Палестину в 701 г. Город, действительно, был спасен. К этому последнему периоду следует отнести стт Ис 10:5-15, Ис 10:27-32; Ис 14:24-27 и большую часть Ис 28-32. О деятельности Исаии после 700 г. По евр преданию он принял мученическую кончину при царе Манассии. Книга Исаии отличается такой силой и рельефностью образов, такой замечательной толкование пророка исаии, каких не достиг ни толкование пророка исаии из библейских писателей. Исаия толкование пророка исаии великим "классиком" Библии. Все его творчество проникнуто высоким религиозным пафосом. На его душу неизгладимую печать наложило пережитое в храме в момент призвания, когда ему дано было откровение о святости Бога толкование пророка исаии греховности человека. Его представлению о Боге присуще нечто торжественное и в то же время потрясающее, внушающее страх Божий: Бог есть Святый, Сильный, Крепкий, Толкование пророка исаии. Человек - существо, оскверненное грехом, от которого Бог требует обращения, т. Исаия - пророк веры. Среди тяжелых кризисов, переживаемых его народом, он призывает уповать на одного лишь Бога: это единственная возможность спасения. Он толкование пророка исаии, что испытание будет суровым, но надеется, что сохранится "остаток", царем которого будет Мессия. Исаия - величайший из мессианских пророков Ис 2:1-5; Ис 7:10-17; Ис 9:1-6; Ис 11:1-9; Ис 28:16-17. Такой религиозный гений не мог не оказать глубокого воздействия на свою эпоху. Он создал целую школу. Его слова хранились, к ним делались добавления; книгу, которая носит его имя, можно рассматривать как результат толкование пророка исаии редакционной работы, этапы которой невозможно восстановить. Последние главы первой части книги Ис 36-39написанные в прозе и в третьем лице, принадлежат его ученикам. В разные времена его духовные наследники включили в его книгу различные тексты, в частности, пророчества против Вавилона Ис 13-14апокалипсис Ис 24-27 и поэтические фрагменты Ис 33-35. Вторая часть книги Ис 40-55 во многом отличается от первой. Современная библеистика, в лице подавляющего большинства ее представителей, пришла к выводу, что эти главы написаны не самим Исаией, а его последователем 6 века, уведенным в Плен. Его условно называют Второ- или Девтероисайей. В эти главы, которые получили у истолкователей название "книги утешения Израиля", вкраплены четыре лирических фрагмента, т. В них говорится об отроке Ягве, проповедующем истинную веру, страдающем во толкование пророка исаии грехов своего народа, приносящем свет всем народам и прославляемым Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе и Своей миссии Лк 22:19-20; Лк 22:37; Мк толкование пророка исаиии первохристианская Церковь признала в этом описании Раба-Отрока Божия таинственное предвозвещение о жизни искупительной смерти Господа Иисуса Мф 12:17-21; Ин 1:29. Состав последней части книги Ис 55-66 довольно разнообразен. Это, по всей вероятности, последнее произведение школы Исаии, т. В одной из пещер Мертвого моря недавно была найдена рукопись всей книги Исаии, написанная, очевидно, во 2 веке до Она отличается от масоретского текста особым правописанием и разночтениями, которые помогли установить точный текст подлинника там, где он не был совершенно ясен. Глава 1 1 Надписание книги: перечисление царей, в царствование которых 740-696 протекала деятельность Исаии ср 4 Цар и 2 Пар. Поэтому она поставлена на первое место, тогда как о призвании Исаии говорится только в Ис 6. В ней кратко, в поэтической форме, описывается вся история Израиля. Данный текст был написан или в конце войны 735 г против сиро-ефремлян 4 Цар или в период осады Иерусалима и опустошения территории Иуды Сеннахиримом в 701 г. Толкование пророка исаии относит ст Ис 1:6, как толкование пророка исаии аналогичные стт Ис 53:3сл, к Страстям Христовым. Хотя жертвоприношения и праздники установлены Богом и Исаия признает их необходимым выражением религиозного чувства Ис 19:21, ср Ис 29:1слправедная жизнь гораздо ценнее в очах Божиих. Иерониму, жертвоприношения были установлены с целью возвысить ум человека до понимания необходимости "жертвы духовной". По Своей милости Бог прощает грех толкование пророка исаии, вследствие чего восстанавливается подлинное отношение между согрешившим и его Создателем. Всякий, даже самый тяжелый грех, может быть прощен, ибо милосердие Божие безгранично. Бог всегда прощает грешника, если тот признается и раскаивается в своих грехах в результате внутреннего обращения Иер 3:14; Иез 18:30-32; ср Ис 31:6-7; Плач 5:21. Прощение грехов- один из признаков мессианской эры Иер 31:34; ср Иез 36:25-26 : это предсказание пророков полностью сбывается с пришествием Иисуса Христа. Перемена имени означает перемену призвания ср Авраам - Быт 17:5; Израиль - Быт 32:29и т. Имена, которые нарицают пророки, являются как толкование пророка исаии печатью на жизни людей см Ис 7:3; ср Ис 10:21; Ис 7:14; Ис 8:1-3; ср Ис толкование пророка исаии Ос 1:4, Ос 1:6, Ос 1:9-11; Ос 2:1, Ос 2:23. Будущему Иерусалиму даются новые пророческие имена, напр " город правды, столица верная" ст Ис 1:26; Ис 60:14; Ис 62:4-12; Иез 48:35. Согласно Исаии и Амосу, правда есть прежде всего беспристрастность в исполнении правосудия, а в более глубоком плане - причастность к правде-справедливости Самого Бога, через которую проявляется Его святость Ис 5:16. Глава 2 1-5 "Слово", главную часть которого мы находим и у Мих 4:1-3. В нем выражается верность Иерусалиму, центру откровения; в то же время оно проникнуто духом универсализма. О филистимских чародеях нам ничего не известно, есть только указание на них в 1 Цар 6:2. Глава 3 «Виноградник» — образ народа Божия. Глава 4 «Позор» — очевидно армия была уничтожена или взята в плен. Многие женщины готовы стать женами оставшихся в живых мужчин, чтобы избежать одиночества и позора бесплодия. «Отрасль» и «плод земли» обозначают или Мессию, или «уцелевших сынов Израиля». Они сравниваются с деревом, вновь расцветающим на палестинской земле. Неверный Израиль будет наказан. Но Бог любит Свой народ и спасет небольшой «остаток» от меча завоевателей. Остаток жителей Иерусалима, очищенный и толкование пророка исаии верный, снова станет могущественным народом. После катастрофы 587 г. «остаток» окажется среди уведенных в плен Иез 12 16; Вар 2 13в плену он обратится Иез 6 8-10; ср Втор 30 1-5и тогда Бог соберет его для мессианского восстановления Ис 11 11, 16; Иер 23 3; 31 7; 50 20; Иез 20 37; Мих 2 12-13. В действительности, подлинным «Семенем» нового освященного Израиля Ис 11 1, 10; ср 4 2; Иер 23 3-6становится Христос. Глава 5 1 Притча или песня о винограднике, составленная Исаией в начале его пророческой деятельности, вероятно по образцу песен при сборе винограда. Образ виноградника, символизирующего Израиль, избранный и затем отверженный, встречается впервые у Осии Ос 10:1, затем у Иеремии Иер 2:21; Иер 5:10; Иер 6:9; Иер 12:10 и Иезекииля Иез 15:1-8; Иез 17:3-10; Иез 19:10-14; ср Пс 79:9-19; Ис 27:2-5. Христос возвращается к ней в притче о злых виноградарях Мф п; ср проклятие смоковницы Мф 21:18-19. У Ин 15:1-2Он открывает тайну "истинной виноградной лозы". Бог пребывает на недосягаемой для них высоте и не может быть ими осквернен. Но толкование пророка исаии трансцендентная святость проявляется в отношениях с людьми, в правде Божией, через которую открывается этический характер Его святости. Бог вознаграждает добрых и карает злых в час Своего "суда". Этой правде не противоречит милосердие, ибо Бог вершит правду и когда исполняет Свои обетования и когда прощает раскаявшемуся грешнику. Глава 6 1-13 Первое видение Исаии - призвание пророка; его датируют обычно 740 толкование пророка исаии. Этот текст положено читать как паремию на праздник Сретения Господня, ибо Церковь видит здесь предсказание о воплощении Сына Божия и принесении Его во Храм. Сидящий толкование пророка исаии престоле - Господь, единственный истинный Толкование пророка исаии Израиля и мира ср Откр 4:3-11. Во время видения Исаия слышал и видел духовным взором и духовным слухом. Василий Великий, толкование на пророка Исаию, VI. Святость Божия властно призывает человека к святости, т. Так человек становится причастным святости Божией. Огонь обычно сопровождает теофании на Синае Толкование пророка исаии 19:18; Втор 4:11-12, Втор 4:15, Втор 4:33, Втор 4:36. Этот огонь очистителен ср Ис 1:25; Иер 6:29; Мф 3:11. Поэтому Бог влагает слова Свои "в его уста" Иер 1:9и Иезекииль ест свиток Иез 3:1-3на котором начертано Слово Божие. Здесь можно видеть характерную черту библ. Мистик, созерцая видение, не растворяется в экстазе, его сознание остается ясным. Бог не желает этого ожесточения, но предвидит его; включаясь в Его замысел, оно открывает грех, таящийся в глубине сердца, и ускоряет Суд ср ожесточение фараона Исх 4:21; Исх 3:7; и т. Эти слова Исаии многократно приводятся в НЗ Мф 13:14-15п; Ин 12:40; Деян 28:26-27 и применяются Христом к Его слушателям Мф 13:13. В Своем ответе Господь, не погашая этой надежды, возвещает, что спасению будет предшествовать тяжкое испытание. Израиль не будет истреблен окончательно, но возродится, подобно срубленному дереву, сохраняющему в корнях силу жизни для новых побегов. Глава 7 1 См 4 Цар 16:5нашествие сиро-ефремлян. Здесь раскрывается суть библ. Вера для пророка означает не только уверенность в существовании чего-то высшего в этом смысле Ахаз "верил"толкование пророка исаии и вверение всего своего существа Богу. В других пророчествах Исаии Ис 9:1-6; Ис 11:1-9 приоткрывается тайна спасения, принесенного этим младенцем, вырисовывается образ Мессии, Царя и Спасителя, уже намеченный пророком Нафаном 2 Цар 7к которому снова обращаются другие пророки Мих 5:2; Иез 34:23; Агг 2:23; ср Пс 2; Пс 44; Пс 71; Пс 109. Бог пошлет Царя, преемника Давида, чтобы спасти Свой народ. Поэтому надежда верных Ягве зиждется на обетовании толкование пророка исаии непоколебимости толкование пророка исаии Давида. Даже если Исаия, говоря о знамении, предсказывает в данном месте рождение Езекии, сына Ахаза, это предсказание имеет в то же время и более широкое мессианское значение: торжественный тон пророчества имя "Еммануил" указывают, что Исаия прозревает в этом царственном рождении нечто гораздо большее, чем современное историческое событие - особое действие Бога, устанавливающего окончательное мессианское царство. Поэтому евангелисты Мф 1:23- цитата из Ис 7:14; Мф 4:15-16- цитата из Ис 9:1-2 и Отцы Церкви вполне законно усмотрели в этом пророчестве возвещение рождения Иисуса Христа. Переводчики LXX уточнили смысл евр слова, переведя его греч "parqenoV", что может относиться только к деве. Это является ценным свидетельством древнееврейской интерпретации, принятой евангелистами : Мф 1:23видит здесь возвещение девственного зачатия Христа. Глава 8 2 Урия был первосвященником ср 4 Цар 16:10; Захария - тестем царя толкование пророка исаии 2 Пар 29:1. Глава 9 1 "Приморский путь" - дорога из Египта в Ассирию. Князь мира" - младенец царского рода будет обладать мудростью Соломона, мужеством и благочестием Давида, великими добродетелями Моисея толкование пророка исаии патриархов ср Ис 11:2. Христианское предание, выражающееся в Рождественских богослужениях, дает эти наименования Христу, ибо Он и есть Еммануил. Глава 10 5-27 По всей вероятности, речь идет о нашествии Сеннахирима в 701 г. Царь ассирийский действует в качестве бессознательного орудия Суда Божия над строптивым народом ср Ис 13:5; Ис ; Ис 7:18; Ис 8:7. Позднее пророк Иеремия назовет Навуходоносора бичом в руках Ягве Иер 51:20; Иер 50:23 и даже Его рабом Иер 27:6; Иер 43:10. Завоеватель не сознавал себя орудием в руках Божиих; но это не уменьшает его ответственности. Толкование пророка исаии 11 Толкование пророка исаии о Мессии: Он произойдет из рода Давидова ст Ис 11:1будет исполнен пророческого духа ст Ис 11:2установит среди людей Царство правды и мира, ибо земля будет наполнена ведением Господа ст Ис 11:9. Его действие евр "руах" означает и "дух" и "дуновение", т. При сотворении мира Он пребывал над хаосом Быт 1:2и Он дает жизнь всем творениям Пс 103:29-30; Пс 32:6; Быт 2:7; ср Иез 37:5-6, Иез 37:9-10. Дух сходит на Судей Суд 3:10; Суд 6:34; Суд 11:29 и Саула 1 Цар. Толкование пророка исаии дарует мастерам способность творить Исх 31:3; Исх 35:31судьям - разумение Числ 11:17мудрость- Иосифу Быт 41:38. Он же вдохновляет пророков Зах 7:12Моисея Числ 11:17, Числ 11:25-26 Саула 1 Цар 10:6, 1 Цар 10:10Давида 2 Цар 23:2Илию 4 Цар 2:9; Толкование пророка исаии 3:8; Ис 48:16; Ис 61:1Азарию 2 Пар 15:1Иозиила 2 Пар 20:14Захарию 2 Пар 24:20тогда как лжепророки "ведомы своим духом" Иез 13:3; ср Дан 4:5, Дан 4:15; Толкование пророка исаии 5:11-12, Дан 5:14. Исаия утверждает здесь, что этот Дух будет дан Мессии; Иоиль Иоил 2:28-30 возвещает Его "излияние на толкование пророка исаии плоть" в мессианские времена ср Деян 2:16-18. Учение о Духе, как и о Премудрости ср Притч 8:22; Прем 7:22получит свое окончательное выражение в НЗ ср Ин 1:33; Ин 14:6, Ин 14:26; Деян 1:8; Деян 2; Рим 5:5. Перечисление этих даров толкование пророка исаии LXX и Вульг где "страх Господень" передается с помощью толкование пророка исаии понятий - страха и благочестия "timor" и "pietas" лежит в основе учения Церкви о "семи дарах Духа Святаго". Пророки возвещают войны и нашествия как кару за неверность Израиля. В противоположность этому, мессианская эра, принося прощение грехов, примирение с Богом и царство правды, устанавливает мир и как следствие всего этого: плодородие земли Ам 9:13-14; Ос 2:20, Ос 2:23-24 всеобщее разоружение Ис 2:4; Ис 9:5; Мих 4:3-4; Мих 5:9-10; Зах 9:10 вечный мир Ис 9:7; Ис 32:17; Ис 60:17-18; Соф 3:13; Зах 3:10; Иоил 3:17. Новый Завет есть завет мира Иез ; Пс 71:3-7. Этот мир распространится и на животное царство. Произойдет как бы возвращение к райскому блаженству. Ис 13 9-10 Пророчество о грядущем великом Суде Божием над всем миром. Ис 14 В данном пророчестве предвосхищается возвращение из плена и обращение языч. Отцы Церкви видели здесь символическое изображение падения Денницы-Люцифера. «От севера»» — ассирийские войска приходили с севера. На образном языке Иеремии и Иезекииля север — сторона, откуда всегда приходят враги. Ис 16 Исайя как бы приглашает бежавших из Моава просить покровительства у царя Иудейского. Иерониму, этот текст имеет мессианское толкование пророка исаии. Ис 17 1 Предсказание толкование пророка исаии разрушении Дамаска, столицы арамейской, которое произошло в 732 г. Израильское северное царство, был в союзе с Дамаском против Иуды. Осия, новый царь Самарийский, вел интриги против Ассирии. Оно осуществилось в 722 г. Ис 18 1 «Земля, осеняющая крыльями» — имеется в виду земля египетская, изобилующая мошками. При жизни Исайи Египет управлялся эфиопской толкование пророка исаии. Ис 19 Исайя очевидно выступал против Египта главным образом между 718 и 701 гг, когда Сиво, посланник фараона Тефнакта, пытался создать на Ближнем Востоке коалицию против Ассирии. «Сын царей древних» — египетские мудрецы славились в древности. Многие книги мудрости толкование пророка исаии фараонам. Ис 20 «Азот»» — филистимский город, взятый Саргоном II в 711 г. Жители города восстали, подстрекаемые египтянами; по-видимому в связи с этим событием Исайя предсказал поражение Египта в войне с Ассирией. Ис 21 2 «Елам»» — страна, расположенная к В от Месопотамии; из нее вышли мидяне и персы, выступившие в 6 веке против могучей Вавилонской державы и сокрушившие ее. Пророк призывает жителей земли Фемайской Быт 25 15; Иер 25 23 принять беглецов из Дедана ныне оазис Ел Ела; ср Быт 10 7; Иер 49 8; Иез 25 13; 27 20. Кидар — название тех же областей Быт 25 13; Иер 49 28; Иез 27 21. Саргон после окончания похода в Трансиорданию дошел до СЗ Аравии. Иуда также находился в опасности. Ис 22 Это пророчество было произнесено после освобождения Иерусалима в 701 г. Исайя, предрекший спасение города, порицает чрезмерно радующихся и предупреждает, что угроза наказания еще не миновала. О «доме кедровом» ст 8 см 3 Цар 7 2; о ремонте стен и о водохранилище см 4 Цар 2020; Сир 4819. Такой же будет миссия ап. Петра в Церкви, Царствии Божием Мф 16 19. Эти слова приводит тайнозритель в Откр 3 7, применяя их к Мессии на предрождественском богослужении лат. Ис 23 1 Пророк имеет, очевидно, в виду нашествие Сеннахирима в 701 г. «Земля Киттийская» — о. Кипр, где толкование пророка исаии финикийские колонии. Ис 24 24-27 Эти главы Ис названы апокалипсисом Исайи; здесь в близких исторических событиях толкование пророка исаии предзнаменования грядущего Суда Божия и дается его поэтическое описание, прерываемое псалмами моления и благодарения. При нарушении этого Завета вся земля оскверняется и несут наказание живущие на ней ст 6. Ее разрушение служит символом Суда Божия. Ис 25 Возвращаясь к универсалистским взглядам, неоднократно выраженным в Св. Писании Ис2 2-3; 56 6-8; 6011-14; Зах 8 20; 14 16 и т. Толкование пророка исаии этих пор понятие мессианского пира вошло в иудаизм; проникло оно и в НЗ Мф 22 2-10; Лк 14 13, 14, 16-24. Ис 26 1 Иерусалим, который Бог укрепит, чтобы он стал прибежищем праведников, противопоставлен «высоко стоявшему городу» ст 5разрушенному граду 24, 25. Муки рождения стали в Библии образом испытаний, предваряющих пришествие Мессии ср Мф 24 8; Мк 13 8; Ин 16 20-21. Земля извергнет толкование пророка исаии тела. Здесь пророк достигает вершины ВЗ-ного мессианства, впервые приоткрывая тайну воскресения. Ис 27 1 Здесь «левиафан» символизирует Ассирию или Вавилон Пс 7414. Нилом, идеальные границы земли Ханаанской. Ис 28 1-6 Пророчество, произнесенное за некоторое время до падения Самарии в 721 г. Город был построен на конусообразном холме и украшал его, подобно тому как венки цветов украшали участников античных пиршеств. Другие пророки Ос 7 5-7; Ам 3 9, 15 и т. Толкование пророка исаии пророчество относится к участникам свящ. Им так же будут непонятны слова ассирийских воинов, которых Ягве направит против них. Бог, зодчий нового Иерусалима, строит его на камне правды и справедливости. Имя камня «верующий в него не постыдится» подобно символическим именам «город правды, столица верная» 1 26. В H3 краеугольный камень или камень, толкование пророка исаии в основание, символизирует Христа Мф 21 42; Еф 2 20; 1 Петр 2 4-8 или ап. Петра Мф 16 18. «Ариил» — Иерусалим, именуемый сочагом Божиим», т. Эта интерпретация основана на сравнении с Иез 43 16, где «ариил» обозначает верхнюю часть жертвенника — очага, на котором толкование пророка исаии жертвы. Она подтверждается тем, что в конце ст 1 говорится о жертвоприношениях в храме. Бог избавит смиренных от козней врагов и установит царство правды стт 17-20. Пророки часто прибегают к тому же образу, а толкование пророка исаии. Павел с помощью его выражает полную зависимость человека от Бога Рим 9 21. Ис 30 1-7 Пророчество, произнесенное при отправлении послов Езекии к фараону в 703 или 702 г. В них повторяются упреки пророка своим современникам. Видя, что они не послушали его, Исайя велит записать свои угрозы. Будущее подтвердит истину его слов ст 8. Затем пророк как будто умолкает. Он вновь возвышает голос, когда Иерусалиму начинает угрожать нашествие Сеннахирима ср 8 16-18 — быть может речь идет о другом периоде молчания пророка. Пророк говорит здесь с исключительной силой об ужасающем действии гнева Ягве. Царь евр мелеко котором говорится в этом ст, может быть обозначает царя Ассирийского. Ис 31 1-3 Пророчество, произнесенное, вероятно, при тех же обстоятельствах, что и в гл 30 1-5 и 6-7. Ис 32 1-5 Описание идеального царства в мессианской перспективе ср 2918; 35 5однако менее ярко обрисованной, чем в 91-7 и 11 1-9. Хронологическое указание ст 10 напоминает 29 1. Ис 33 7 «Послы для мира», отправленные Езекией к Сеннахириму, потерпели неудачу. «Не пройдет большой корабль» толкование пророка исаии вражеские корабли не будут плыть по рекам Израиля. Ис 34-35 Эти главы некоторые библеисты называют «Малым Апокалипсисом», ибо они содержат описание последних и страшных браней Ягве с языческими народами и в частности с Едомом 34. Затем возвещается последний Суд, после которого Иерусалим толкование пророка исаии восстановлен во всей своей славе. Ис 36-39 Эти четыре главы почти дословно повторяют 4 Цар 18 13 — 20 19. Ис 40-55 Вторую часть кн Исайи 40 — 55 западные библеисты обыкновенно именуют «книгой утешения Израиля», согласно толкование пророка исаии 1, ибо содержание глав 40 — толкование пророка исаии полностью отвечает этому названию, контрастируя с грозными предупреждениями первой части книги 1 — 39. Большинство из них приписывает толкование пророка исаии главы «Второисайе», анонимному пророку, жившему в период Плена. Однако встречаются еще библеисты, которые продолжают держаться более традиционной точки толкование пророка исаии и утверждают, что вся книга принадлежит одному автору, но во второй ее части Исайя обращается уже не к иерусалимским иудеям 8 века — своим современникам, а к иудеям, переселенным в Вавилон. Историческая обстановка изменилась: ассирийское царство перестало существовать, и Вавилону угрожает Тир. Представление о Мессии, царе из дома Давидова, стало более отчетливым. Ис 40 1 Книга открывается кантатой с участием нескольких голосов: плен окончился, и готовится новый исход под водительством Божиим. Эта мысль пронизывает всю книгу и служит ей заключением 55 12-13. Евангелисты отнесли это слово к Иоанну Крестителю, возвещающему о скором пришествии Мессии Мф 3 3; Ин 1 23. Здесь, как и в предыдущих случаях, пророк ставит вопросы и получает отве-ты, в которых уточняется порученная ему миссия. Во избежание соблазна идолопоклонства в ВЗ запрещалось изображать Бога Исх 20 4. В Толкование пророка исаии эру, начало которой положил Бог-Слово, ставший плотью Ин 1 14христианин, почитая изображение Иисуса Христа, «Который есть образ Бога невидимого» 2 Кор 4 4; Кол 1 15поклоняется Божественному Первообразу см подроб. Ис 41 В этой песне в ответ на сомнения народа см 40 27 возвещается пришествие освободителя. Здесь речь идет о Кире, который назван только в 44 28, но обрисован уже в 2-3 и 25. Бог посылает его не для того, чтобы карать, как Сеннахирима и Навуходоносора, а чтобы освободить Свой народ. Иероним дает этому стиху мессианское толкование: Кир, названный «помазанником Ягве» 45 1является в определенном смысле прообразом Мессии. Она связана с толкование пророка исаии избранничества ср 4310, 20; 441; 45 4восходящей к призванию Авраама. «Израиль, названный также «Иаков» и «семя Авраамово, был избран стать сви-детелем Ягве 43 10несмотря на свою не-верность 42 19. Бог простил его и спас. Понятие раба-отрока у Исайи характеризует не столько обычное отношение раба к хозя-ину, сколько взаимоотношения, проникнутые любовью и доверием. Ис 42 1-9 Первая из четырех песен Отрока-Раба Божия: 42 1-4 5-9 ; 49 1-6; 50 4-9 10-11 ; 52 13 — 53 12; см введение. Этим отроком является не Кир и не народ, а посланник Божий, «завет для народа и свет для язычников» ст 6. В этих песнях значение Его миссии постепенно уточняется. На нем почиет дух Господень ст 1чтобы Он «возвещал суд», т. Судьба его связана с эсхатологическим будущим избранного народа. Евангелия относят эти пророчества к Иисусу Христу Мф 3 16; 12 28; Деян 2 16-17. Ис 43 3 Кир получил три царства как выкуп за освобождение Израиля: Египет, Эфиопию букв Куш, область, расположенную к югу от Египта — ср 45 14 и Савею отличную от Савы, находящуюся в сев. Автор не ставит своей целью давать точные исторические сведения; он лишь хочет указать на далекие народы, Владыкой которых тоже является Ягве. Скорое освобождение Израиля входит в предначертанную Им историю спасения. Чудеса толкование пророка исаии исхода превзойдут дивные дела древних дней. Но Бог простит Свой народ, если Израиль признает свои грехи. Ис 44 5 «Я Господень» — знак принадлежности Господу: свящ. Ягве Исх 3 16. Речь идет о тех, кто обращен в ягвизм и причислен к Иакову-Израилю. Ис 45 1 Пророчество о восшествии царя на престол ср Пс 2 и 110. Здесь единственный раз нееврейский царь — Кир — назван «помазанником Ягве», хотя он и не знал Его. «Сниму поясы с чресл царей», т. Заменив слова «правда» и «спасение», находящиеся в евр подлиннике, словами «спаситель» и «праведник», блаж. Иероним раскрыл мессианский смысл этого пророчества. Оно вошло в богослужебные молитвы рождественского периода, как в Толкование пророка исаии Церкви Rorate caeli desuperтак и в Церкви Восточной ср тропарь Ис 46 1 Пророк предвидит, что Вавилон будет взят Киром. Боги ассиро-вавилонского пантеона - «Вил» или толкование пророка исаии, бог неба, и Небо, бог мудрости, низвергнуты. Вавилоняне бегут, унося своих богов, т. Ис 47 1 «Девица» — никогда и никем еще не побежденный Вавилон наказан за гордыню и за бесчеловечное отношение к Израилю и другим покоренным народам. «Дочь Вавилона» — это выражение толкование пророка исаии употребляется, когда персонифицируется город или страна ср 3722; 4 Цар 19 21; Плач 2 13; Сион ; Ис 23 12 Сидон ; Иер 46 11 Египет ; Плач 1 15 Иуда ; Иер 14 17 «мой народ». Ис 48 Общее заключение, в котором напоминается история Союза-Завета, говорится о верности Бога толкование пророка исаии неверности Израиля, бывшей причиной его толкование пророка исаии испытаний. Бог «задолго объявлял» Своему неверному народу «прежнее» ст 3т. Ис 49 Вторая песнь Раба Божия. Согласно некотоpым библеистам, эта песня заканчивается 6-м ст, другие же полагают, что она включает стт 7-9. Песнь написана на ту же тему, что и первая 42 1-8но в ней более полно освещаются некоторые аспекты миссии Раба Господня: говорится о Его избранничестве стт 1, 5 и призвании собрать Израиль ст 5быть светом народов ст 6возвестить от лица Бога слово новое, «острее всякого меча» как сказано в Евр 4 12. Пророк предсказывает, что он встретит сильное противодействие стт 4, 7но будет уповать толкование пророка исаии одного только Бога и Его дело в конечном итоге восторжествует. Христианские писатели отождествили этого таинственного Раба Божия со Христом. Слова, толкование пророка исаии Христом к Своим ученикам на Тайной Вечери «ныне прославился Сын Человеческий, и Толкование пророка исаии прославился в Нем» Ин 13 31 — можно считать идеальным комментарием к данному ст Исайи. Приведем еще пояснение св. Иоанна Златоуста: «Бог почитает наше спасение Своей славой». Ис 50 1 Ответ израильтянам, которые не верят в скорое освобождение: Бог никогда не давал израильтянам «отпускной грамоты» или «разводного письма». Он только посылал им кары за грехи, дабы вразумить их. В ней предрекаются события земной жизни Христа Мф 26 67; 27 30 п. Ис 51 4-8 Раб Божий будет также светом народов ст 4; ср 49 6 ; Он принесет правду и спасение стт 4, 5, 6; ср 42 1, 4; 49 6. Он установит на земле Царство Божие. Ис 52 7-10 Кн Утешения есть «Евангелие», т. Вестники, прибывающие в Иерусалим, и стражи, сообщающие об их приближении, возвещают радость — наступление Царства Божия в Сионе. Это царство было уже давно предсказано пророками и воспето в царских псалмах. Искупительная жертва Раба Господня принесет великое благоденствие и новую жизнь всем уповающим на Господа и положит начало установлению Царства Божия. Здесь впервые возвещается о жертвенном страдании невинного праведника за чужие грехи. Ис 53 7 Ср Деян 8 32-33. По всей вероятности, Иоанн Креститель имел в виду этот ст, когда представлял Иисуса как агнца Божия, вземлющего грехи мира Ин 1 29. На арамейском языке одно и то же слово «талийя» означает и агнца и служителя. Возможно, что П редтеча намеренно употребил это двузначное слово, но евангелист писал по-гречески и должен был выбрать одно из двух. Здесь мы видим переход от образа пасхального агнца к новозаветному образу Агнца Божия. » — Отцы Церкви полагали, что здесь подразумевается вечное рождение Слова от Отца и воплощение Иисуса Христа от Духа Св. Ис 54 «Вечная любовь» Бога к Своему народу ср 43 4; Втор 4 37; 10 15; Иер 31 3; Соф 3 17; Мал 1 2 подобна любви отца к детям Ис 1 2; 49 14 16; Иер 31 20; Ос 2 23; 11 1 сл и страсти мужчины к женщине Ис 62 4-5; Иер 2 2; 31 21-22; Иез 16 8, 60; Ос 216-17, 19,20; 31 ; она выражается здесь как нечто бескорыстное ср 1 Ин 4 10, 19неизменно верное ср Рим 11 29обладающее безграничной творческой силой ср 1 Ин 31-2. Ис 55 3 «Завет вечный» — этот Союз-Завет ср 59 21; 61 8 и есть новый Союз-Завет, который возвестил Иеремия 31 31. Слово это подобно посланнику, который не возвращается, прежде чем не исполнит свою миссию. Здесь «слово Божие» персонифицировано, как в других местах Писания — Премудрость Притч 8 22 и Дух Господень Ис 11 2. Ис 56 Последняя часть кн Исайи 56 — 66 состоит из различных пророчеств, в которых еще более определенно утверждается, что спасены будут не только верные израильтяне, но и язычники, уповающие на Бога. Ис 57 Ср Еф 2 17, где aп. Павел относит эти слова к Иисусу Христу и к проповеди Евангелия. Ис 58 3-5 Моисей предписал обязательный пост только в день праздника Очищения Лев 23 27. Но нередко постились по внутренним побуждениям и в другие дни. Пророк настаивает на том, чтобы исполнению религиозных обрядов сопутствовала соответствующая внутренняя настроенность ср Ис 1 10; Ам 5 21. Ис 59 Эти слова Господа возвещают о непреложности Союза-Завета Бога с Израилем, запечатленного излиянием Духа, вдохновившего пророков ср 40 7-8; 51 16; 61 6; Иер 1 9. Ис 60 13 «Слава Ливана» — т. Они послужат для созидания нового Иерусалима, как некогда послужили при построении толкование пророка исаии Соломона 3 Цар 5 15 сл. Ис 61 Христос, прочитав эти стт в назаретской синагоге, сказал: «Ныне исполнилось писание сие» Лк 4 21т. Ис 63 «К покою» — в Землю Обетованную. Ис 65 1-7 Даже в плену среди иудеев были идолопоклонники и поэтому медлило спасение. В учении Исайи утверждение исключительности обетований, данных Израилю, сочетается с идеей спасения всех народов.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Анализ газовых смесей
Цикл без овуляции признаки
Кемерово расписание 127 автобуса
Оптимальный план задачи линейного программирования
Имя иван происхождение и значение
Результаты супер лото
Виды спорта в башкортостане
Шар вязаный крючком схема
Дополнительная гарантия на телефон в связном
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Пример объявление о наборе персонала
Значение слова больше
Двойка мечей таро значение
Расписание сарапул ижевск
Цветная капуста в сырном кляре
Форма р12001 новая образец заполнения
Поздравления с днем рождения для мамы в прозе