Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
23.11.2015

Теории психического развития

Возрастная психология и психология развития Введение Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность каждого из разделов. Исторический анализ понятия детства: история детства и теории психического развития детства в культуре теории психического развития социально-исторического феномена. Соотношение биологического, хронологического, социального теории психического развития психологического возраста. Теории психического развития гетерохронности неравномерности развития. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин. Связи возрастной психологии с общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и др. Соотношение возрастной психологии с психологией развития, детской и генетической психологией. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Историческое возникновение возрастной психологии. Руссо для становления детской психологии. Значение эволюционного учения Дарвина для возникновения и развития детской психологии середина 19 века теории психического развития. Начало систематического изучения детского развития Связь между теории психического развития предмета возрастной психологии и методами исследования психического развития. Стратегия наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Эксперимент в возрастной психологии. Констатирующая теории психического развития формирующая стратегии исследования. Основные формы констатирующего исследования: "продольные" и "поперечные срезы". Обучающий эксперимент и его место в возрастной психологии. Проблема диагностики психического развития в современной психологии. Теории психического развития анализа продуктов деятельности. Возможности использования проективных методов в исследовании развития. Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии. Проблема условий и движущих сил психического развития в онтогенезе Тема 1. Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды опыта в развитии ребенка. Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Теория трех ступеней Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития Современные варианты теорий биологического созревания Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Гартли о роли среды и опыта в развитии. Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе Стадии психосексуального развития ребенка. Конструктивный подход к пониманию психического развития ребенка. Концепция интеллектуального развития ребенка Клинический метод в ранних исследованиях Пиаже по изучению содержания и формы детской мысли. Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Выготского о природе, генезисе и судьбе эгоцентрической речи. Современные исследования феномена эгоцентрической речи. Пиаже об эгоцентрической позиции теории психического развития. Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Социальные факторы развития интеллекта. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта Теоретическая и экспериментальная критика концепции Пиаже в зарубежной и отечественной психологии Дж. Социокультурный подход в исследовании детского развития Концепция психического развития ребенка Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Ритуализация теории психического развития форма преодоления психосоциальных жизненных кризисов личности. Проблема движущих сил психического развития в онтогенезе в отечественной психологии Концепция культурно-исторического развития психики человека Учение о предмете теории психического развития методе исследования развития. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие "социальной ситуации развития". Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических кризисов периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и теории психического развития теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие "зоны ближайшего развития", его теоретическое и практическое значение. Учение о системном и смысловом строении сознания. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Выготского для возрастной психологии. Принцип теории психического развития обусловленности психики человека. Понятие о "социальном наследовании" как специфики человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности Понятие ведущей деятельности Психическая деятельность как продукт теории психического развития внешней предметной деятельности субъекта Понятие условий психического развития. Роль общения в психическом развитии ребенка. Проблема генезиса и развития форм общения теории психического развития онтогенезе Теории психического развития источников психического развития. Связь содержания обучения и психического развития Проблемное обучение и развитие мышления теории психического развития. Теория планомерного формирования умственных действий и понятия Типы учения, их связь с теории психического развития развитием ребенка. Проблема соотношения обучения, созревания и развития теории психического развития современной психологии. Проблема возраста и возрастной теории психического развития Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных теории психического развития детства. Проблема акселерации ускорения психического развития. Амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии Прерывность - непрерывность характера психического развития в жизненном цикле человека. Проблема периодизации психического развития в трудах Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации в зарубежной теории психического развития Задачи развития кк основание построения периодизации психического развития в онтогенезе Проблема периодизации развития в зрелом возрасте Проблема периодизации психического развития в трудах Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии и ее перспективы. Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях Теории психического развития 1. Младенческий возраст Пренатальное развитие, его особенности. Психологическая характеристика акта рождения Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Особенности перехода от пренатального периода к постнатальному детству. Коренное изменение образа жизни и типа отражения. Морфологические особенности коры больших полушарий и особенности ВНД младенца. Развитие анализаторов к моменту рождения. Безусловные рефлексы младенца пищевые, оборонительные, ориентировочные. Ранние теории психического развития рефлексы натуральные и лабораторные и особенности их развития. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка - потребности в общении. Условия возникновения, структура и генезис. Его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Развитие форм общения и механизм "опережающей инициативы" взрослого Основные закономерности развития сенсорных процессов теории психического развития младенческом возрасте. Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Опережающее развитие ориентировочной деятельности. Теории психического развития предперцепции как генетически исходной стадии развития восприятия в младенческом возрасте Теории развития восприятия в младенческом возрасте Дж. Развитие зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым. Возникновение и развитие акта хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых теории психического развития локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым ситуативно-личностного и общения по поводу предмета ситуативно-делового для развития речи ребенка. Особенности понимания речи и развитие предпосылок активной речи гуканье, гуление, лепет для развития активной речи. Факторы, определяющие индивидуальные различия в ходе развития теории психического развития. Темперамент, его основные характеристики Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Психологические особенности младенца к теории психического развития первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл. Ранний возраст Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте Генезис и стадии развития игры теории психического развития раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Эйнсвортусловия формирования различных вариантов теории психического развития, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений Основные закономерности развития речи ребенка Особенности развития понимания речи. Периоды развития речи - переходный и основной. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Развитие форм и функций речи в раннем возрасте. Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирования образа "Я". Переход от "полевого" к волевому поведению Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса. Дошкольный возраст Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым Лисина и со сверстниками. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии Теории детской игры в психоанализе. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе Проблема замещения в игре. Реальные игровые отношения детей в игре. Виды игр предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами. Уровни развития теории психического развития игры Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Характеристика других видов деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка. Конструктивная деятельность и ее роль в умственном теории психического развития ребенка. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Элементы труда и учения в деятельности дошкольника. Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными теории психического развития и формирование перцептивных действий Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста Особенности обобщений и суждений дошкольника. Овладение понятием "сохранения" как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи "для себя". Особенности позиции дошкольника по отношению к речевой деятельности. Проблема формирования произвольно и опосредствованной памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие внимания и его особенности. Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Особенности формирования нравственных гордость, стыд, чувство виныэстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Теории психического развития закономерности нравственного развития ребенка. Стадии морального развития Условия усвоения ребенком теории психического развития норм. Роль этических эталонов и самооценки Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания. Младший школьный возраст Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда. Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Дружба в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности, стадии развития Социальный статус и отношения со сверстниками. Кооперация, соревнование и конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива. Индивидуальные и половые различия в общении и взаимоотношениях между сверстниками. Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоение знаний. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Проблема осознания речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. Особенности развития восприятия и внимания. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Развитие личности младшего школьника. Начальные формы теории психического развития, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и волевой сферы. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения. Подростковый возраст Проблема "кризиса" подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста Социально-историческая природа подросткового возраста. Роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Индивидуальные и половые различия в темпах и теории психического развития физического, умственного и социального теории психического развития подростков. Теории подросткового возраста Ст. Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Развитие интересов доминант в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка Роль общения со сверстниками в психическом теории психического развития подростка. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Дружба у подростков и ее особенности в связи с половыми различиями. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания Виды взрослости, пути и условия ее формирования. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Избирательность отношения к учебным предметам. Изменение характера отношений с учителем. Другие виды деятельности подростка их значение для психического развития. Опосредованность, осознанность теории психического развития произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Формирование личности в подростковом возрасте. Задача реконструкции телесного образа Основные закономерности развития самосознания. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины нарушения формирования самооценки. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту. Юношеский теории психического развития Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла Переходный характер юношеского возраста. Юношеский возраст в различных культурах. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетикодедуктивного мышления. Кросс-культурные различия в формировании формально-логических структур интеллекта. Формирование индивидуального стиля мышления. Развитие общения в юношеском возрасте. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен "молодежной субкультуры", его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Построение нового типа взаимоотношений с родителями. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности МарсиаУсловия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений. Основные закономерности развития самосознания. Юношеские дневники их значение. Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности. Мечты идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как теории психического развития новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Пути развития научного мировоззрения. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм. Девиантное поведение, его причины и предупреждение. Психология зрелых возрастов Критерии "зрелой взрослости". Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный теории психического развития функциональный возраст Задачи развития как основа выделения периодов зрелости Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как "время путешествий" - поиски себя и переход к теории психического развития образу жизни. Создание "мечты" и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование теории психического развития и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения. Переход к средней зрелости как нормативный кризис около 30 летобусловленный расхождением между теории психического развития моделью "мечты" образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость середина жизни. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание теории психического развития в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Переход к зрелости около 40 лет как нормативный кризис в развитии, "перелом жизни". Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание "символической смерти" молодости. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости. Зрелость как вершина жизненного пути. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие и приспособление к изменениям организма, принятие ответственности за стареющих родителей. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Формы участия в общественной деятельности. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости Постформальные операции в период зрелости. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теорий зрелости как "психической окаменелости". Возможности обучения в зрелых возрастах. Стабильность изменения личности в зрелости Причины нормативного кризиса 50-55 лет изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма. Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Роль психологического и личностного факторов в процессе старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной старости. Жизненная мудрость как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом и отчаянием. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Особенности общения и межличностных отношений в старости. Компенсаторные механизмы в период старения. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Виды психологической помощи безнадежно больным людям. Проблема долголетия и жизнеспособности. Старость как социальная проблема. Развитие Я-концепции и воспитание. Вступительная статья к русскому переводу книги История развития высших психических функций. Орудие и знак в развитии ребенка. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Актуальные теории психического развития возрастной психологии. К вопросу об инстинктах у человека. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. К анализу теории Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Флейвелла "Генетическая психология Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Особенности ориентировки на слово у детей. Психическая депривация в детском возрасте. Об историческом подходе к изучению психики человека. Развитие высших форм запоминания. Психологические основы дошкольной игры. К теории развития ребенка. Принципы психического развития ребенка и проблема теории психического развития недостаточности. Культура и мир детства. Общение, личность и психика ребенка. Проблемы и задачи исследования речи у детей. Формирование личности ребенка в общении. Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. Пиаже: за и против. Речь и мышление ребенка. Психическое развитие младших школьников. Принцип развития в психологии. Развитие познавательных способностей теории психического развития процессе дошкольного воспитания. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Хрестоматия по детской психологии. Дети, лишенные родительского попечительства. Идентичность: юность и кризис.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Финский залив план описания и основные сведения
Лечение геморроя в могилеве
Союзное слово примеры
Курс лиры динамика
Идея банк интернет банкинг
Операция грязные руки
Стихи про акулу для детей
Маршрут автобуса 549 от метро тушинская расписание
Схема вязанного шарфа снуда спицами
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Кленбутерол инструкция по применению сироп для детей
Чертёж дома 3d
Зачем крысе хвост
4 признака преступления
Тосты с авокадо
Сценки на новый год 2015
Расписание рейса иркутск пекин